Человек, принёсший :-) на ваш экран

На глазах Скотта Фалмана [Scott Fahlman] его "электронные личики" становились подобием онлайновой стенографии. Но он не приобрёл на этом ни гроша. :(

Шёл 1982 г., а Скотт Фалман устал от нудных учёных, вечно не понимающих шуток. Будучи представителем передовой категории компьютерных специалистов, причастных к самым первым онлайновым ньюсгруппам, сотрудник Университета Карнеги Меллона [Carnegie Mellon University, CMU], он участвовал в компьютерных дискуссиях на темы, простиравшиеся от абортов до университетской стоянки. Многие люди, попадавшиеся в ньюсгруппе, имели своеобразное чувство юмора, а при отсутствии возможности передать выражение лица или интонацию, их сарказм иногда ошибочно принимали за издевательство.

Тогда он предложил пишущим в ньюсгруппу использовать компьютерные рожицы - улыбающуюся, ":-)", и грустную, ":-(", - чтобы заменить ими интонацию голоса в сообщениях. Фалман был приятно удивлён, когда участники начали использовать его пиктограммы"смайлики" для обозначения эмоциональной окраски.

Спустя два десятка лет, улыбающиеся и грустные пиктограммы захлестнули компьютерный мир. Называемые ныне "эмотиконами", сокращением от "emotive icons" (англ., "пиктограммы эмоций"), оригинальные наклонённые улыбающиеся лица Фалмана породили тысячи вариаций. И теперь они вышли далеко за пределы выражения эмоций, став символами для обозначения понятий в диапазоне от пикантных эскизов щелочки Долли Партон до Дракулы с верхним прикусом. Существует несколько словарей эмотиконов и горстка исследователей, зарабатывающих на жизнь изучением этого предмета.

СЛЫШУ И ВИЖУ

Фалман мог быть не первым, кто предложил эмотикон. Загадочный "сетянин" по имени Кевин Мэкензи [Kevin Mackenzie] часто упоминается как первый человек, употребивший символ "-)", в значении "tongue in cheek" (англ., "неискренне, насмешливо", "дурачить", дословно: "с языком за щекой")) ещё в 1979 г. "Насколько я знаю, я был первым, но никто не может утверждать этого уверенно" - говорит Фалман. Подтвердить происхождение эмотиконов Фалмана практически невозможно. Он никогда не распечатывал и не сохранял своё знаменитое сообщение. Так же как и не регистрировал товарный знак. Он попросту не предполагал в то время, что его сообщение может иметь какую-то ценность.

Как же он ошибался. В 1993 г. издательство "O'Reilly & Associates", специализирующееся на компьютерной литературе выпустило 93-страничный словарь эмотиконов, составленный Дэвидом Сэндерсоном [David Sanderson] под названием "Smileys" ("Смайлики"). Примерно в то же время Джеймс Маршалл [James Marshall], аспирант астрономии Университета Мэриленда [University of Maryland], начал составление онлайнового словаря эмотиконов, который к настоящему времени составляет 2200 записей. Маршалл использует исключительно замысловатый образец подписи в компьютерной почте - она размером почти с пол-страницы и претендует на изображение звёзд и планет вместе с лунами, которые, по его заявлению... "станут трёхмерными, если вы скосите глаза".

Популярность эмотиконов нарастала параллельно с развитием систем пейджинговой связи, что убедило компании внедрить в свою продукцию многочисленные эмотиконы, покрывающие всё от гнева и страха до удивления. "Yahoo!", "America Online" и "Microsoft Network" предлагают пейджинговые системы со множеством эмотиконов. И сейчас они переводят их в другое измерение. "Yahoo!", поддерживающая 16 эмотиконов, рассматривает вопрос о представлении их звуками. "Microsoft Network", имеющая 30 различных эмотиконов, включая и такой, который представляет стакан мартини, разрабатывает анимированные эмотиконы - как утверждает Келвин Чэн [Kelvin Chan], менеджер разработки чат-программы "Microsoft Network" и первый дизайнер эмотиконов в "Microsoft Network".

УСТАРЕЛИ?

Несколько дюжин предприятий, не связанных с сетями, также обратили внимание на вездесущие символы. За последние пять лет Бюро Патентов и Товарных Знаков США зарегистрировало 24 заявки, связанные с эмотиконами, многие из которых до сих пор действуют. "Claire's Boutiques Inc.", размещающаяся в Хоффман-Истейтс [Hoffman Estates], шт. Иллинойс, зарегистрировала товарным знаком оригинальный улыбающийся эмотикон для использования в ювелирном деле. "Instructions.com", базирующаяся в Эмблере [Ambler], шт. Пенсильвания, надеется зарегистрировать в качестве товарного знака фразу "service with a :-)" ("обслуживание с :-)") для использования в сетевой торговле. "Deerfield Communications Inc.", из Гейлора [Gaylor], шт. Мичиган, планирует сделать товарным знаком "personal service with a :-)" ("персональное обслуживание с :-)") для программ сетевого обслуживания клиентов, связанных с программным обеспечением. А "MCI Communications" зарегистрировала товарный знак "Is this a great time, or what? :-)" ("Сейчас в самый раз или как? :-)") в сфере телекоммуникационных услуг.

При мелькании товарных знаков и эмотиконах, прочно утвердившихся в сетевом наречьи, складывается впечатление, что там они сохранятся надолго. Хотя специалист по жаргону компьютерных коммуникаций Наоми Баррон [Naomi Barron] - автор "Alphabet to Email: How Written English Evolved And Where It's Heading" ("Алфавит E-мейла: как и куда идёт развитие письменного английского"), изданной "Routledge" в прошлом году, - считает, что может получиться и наоборот. Баррон утверждает, что дни эмотиконов сочтены и "большинство из них уйдёт вместе со сленгом поколения".

Может быть и так, но исчезновение не произойдёт незаметно. Помните, что случилось, когда "Despair.com" - сайт, посвящённый чёрному юмору, - в прошлом январе опубликовал глумливую историю о том, что компания подаст иск на каждого, кто без разрешения использует его товарный знак - грустный смайлик [см.: O.Kharif. Company Loves Misery // Business Week Online. - The McGraw-Hill Companies Inc., Apr 19, 2001]?

МИЛЛИАРДЫ "ПРОДАЖ"

Шутка вызвала поток гневных писем со всего земного шара. "Некто угрожал: "Поступайте как знаете, но помните о том, что нас миллионы, и если вы сделаете нас преступниками, мы вас уничтожим!"". Тогда Despair.com срочно оповестила, что "лицензирует" свой грустный смайлик бесплатно. Было "продано" более 75 млрд. копий, сопровождавшихся двухстраничной пародией на пользовательское соглашение. Некоторые покупатели "заказали" миллионы экземпляров.

Ну и главное. Как же всё это отразилось на Фалмане? Практически никак. Он не сделал на этом буме ни гроша и не пытался чтолибо урвать со своего детища. Всё время мании эмотиконов он продолжал заниматься всё той же работой в CMU, развивая теорию искусственного интеллекта. "Я пытаюсь создать нечто более существенное, нежели та ребяческая выдумка", - говорит Фалман. Пожелаем ему успехов. ;-)

Ольга Хариф /Olga Kharif/, Нью-Йорк
   Ваш псевдоним:
Ваш комментарий:

Календарь событий


Новости


Статистика

Разделов:211
Смайликов:57442
Объем (Кб):464145

Наши партнеры

wservices.ru - Whois-сервисы, проверка и регистрация доменов


Explanation what is the accounting equation with example.
© 2007-2024, bestsmileys.ru